Кассационное постановление


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 23 марта 2021 г. по делу N А56-343/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2021 года.

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И. В., судей Кадулина А. В., Чуватиной Е. В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Т» П. (доверенность от 06.07.2020 N 7/2020), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу Б. (доверенность от 03.02.2021), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Т» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по делу N А56-343/2020,

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Т» (далее — Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. О, ОГРН 1047822999861, ИНН 7813200915 (далее — Инспекция), от 15.10.2019 о приостановлении государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией, решения от 08.11.2019 N 253416А об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества; обязании Инспекции произвести государственную регистрацию прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией.
Решением от 08.06.2020 в удовлетворении заявления в части требования о признании недействительным решения Инспекции от 15.10.2019 отказано; в остальной части заявленные требования оставлены без рассмотрения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции от 15.10.2019, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт о признании недействительным решения Инспекции от 15.10.2019. По мнению подателя жалобы, вопреки мнению апелляционного суда решением Инспекции о приостановлении государственной регистрации прекращения Общества в связи с ликвидацией нарушаются права Общества, поскольку признание судом незаконным решения от 15.10.2019 повлечет отмену решения от 08.11.2019; письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее — Инспекция N 19) от 22.10.2019 подтверждаются отсутствие у Общества задолженности перед бюджетом и достоверность сведений, представленных для государственной регистрации, на момент вынесения оспариваемого решения регистрирующего органа.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Инспекции против удовлетворения жалобы возражал, считая, что у регистрирующего органа имелись основания для приостановления государственной регистрации Общества.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, единственным участником Общества принято решение от 11.06.2019 N 1/2019 о ликвидации Общества, назначении ликвидатором Общества Ш.
Соответствующее извещение опубликовано в Вестнике государственной регистрации, часть 1, N 26 (742) от 03.07.2019.
Решением единственного участника от 17.09.2019 N 02/2019 утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
Сведения о принятии Обществом решения о ликвидации и об утверждении промежуточного ликвидационного баланса внесены 21.06.2019 и 24.09.2019 соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Решением единственного участника Общества от 07.10.2019 N 03/2019 утвержден ликвидационный баланс.
Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя с приложением утвержденного ликвидационного баланса от 07.10.2019.
Решением Инспекции от 15.10.2019 государственная регистрация приостановлена в связи с наличием сведений о проведении в отношении Общества внеплановой налоговой проверки и о задолженности перед бюджетом; заявителю разъяснено его право в срок до 29.10.2019 представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Решением Инспекции от 08.11.2019 N 253416А отказано в государственной регистрации ликвидации Общества на основании подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации).
Общество, считая, что оснований для приостановления государственной регистрации и отказа в регистрации Общества не имелось, поскольку решение о проведении внеплановой налоговой проверки на момент вынесения решения о приостановлении государственной регистрации принято не было и налоговый орган как кредитор в установленном порядке не предъявлял требования при ликвидации юридического лица, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о регистрации.
Статьей 9 названного Закона установлены общие правила предоставления документов при государственной регистрации. Согласно пункту 4.4 названной статьи в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц.
В силу пункта 5 статьи 20 Закона о регистрации в случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.
Как подтвердили представители Общества и Инспекции, в настоящее время в отношении Общества проводится внеплановая налоговая проверка на основании решения Инспекции N 19, итоговый документ по результатам проверки не составлен.
При таких обстоятельствах Инспекция в связи с поступлением к ней информации о планируемой в отношении Общества выездной налоговой проверке, свидетельствующей о наличии оснований для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений о ликвидируемом юридическом лице, правомерно приостановила государственную регистрацию прекращения Общества в связи с его ликвидацией.
Ссылка Общества в подтверждение отсутствия у него задолженности перед бюджетом на переписку с Инспекцией N 19 не может быть принята во внимание, так как указанную переписку и письмо Инспекции N 19 от 22.10.2019, в частности, Общество регистрирующему органу несмотря на содержащееся в решении от 15.10.2019 разъяснение после приостановления регистрационных действий не представляло.
В таком случае суды пришли к правомерному выводу о законности оспариваемого решения Инспекции от 15.10.2019.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит решение и постановление в обжалуемой части законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены в этой части данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество в лице Ш. уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по чеку-ордеру Сбербанка онлайн от 23.11.2020 (номер операции 1157562).
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2020 по делу N А56-343/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Т» — без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Т» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.

 

Председательствующий

 

И.В.СЕРГЕЕВА

 

Судьи

 

А.В.КАДУЛИН

 

Е.В.ЧУВАТИНА

00026.07.2022

Наши юристы в СМИ и на ТВ

Смотреть подборку видео по темам

НАШИ БАНКИ-ПАРТНЁРЫ