Апелляционное постановление

 

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Санкт-Петербург

 

18 сентября 2017 года Дело №А56-7296/2017

 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зайцевой Е. К. судей Глазкова Е. Г., Масенковой И. В.

при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А. В. при участии:

от заявителя: представителя К. (паспорт), представителя И. (доверенность от 07.02.2017)

от заинтересованного лица: представителя Н. (доверенность от 20.06.2017)

от 3-го лица: Ю. (паспорт)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15505/2017) К. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2017 по делу № А56-7296/2017 (судья Бойкова Е. Е.), принятое

по иску К. к МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу

3-е лицо: ООО Туристическая компания «С» в лице Ю.

о признании недействительной записи,

 

установил:

 

К. (далее — заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительной записи о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью Туристическая компания «С» (далее — ООО ТК «С») в связи с его ликвидацией, совершенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт- Петербургу (далее — регистрирующий орган, Инспекция) в ЕГРЮЛ 28.12.2016.

Определением суда от 10.02.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Ю. — ликвидатор ООО ТК «С».

Решением суда от 05.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе К. просит решение суда от 04.05.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Податель апелляционной жалобы указывает, что им в материалы дела был представлен ряд доказательств, которые были приобщены к материалам дела, однако не получили какой-либо правой оценки в судебном акте. В период осуществления Ю. полномочий генерального директора и ликвидатора ООО ТК «С» мировым судьей рассматривался не рассмотрен по настоящий момент) спор о взыскании с ООО ТК «С» в пользу К. убытков в связи с нереализованным туристическим продуктом, о чем Ю. было доподлинно известно. Именно на Ю., контролировавшей текущую деятельность ООО ТК «С», лежит бремя доказывания того, что от нее была скрыта информация о задолженности и об иске, предъявленном К., что она не располагала документами бухгалтерского учета и отчетности, а, равно как и не имела сведений о том, что материалы уголовного дела №507930 содержат эпизод с незаконным получением работником ООО ТК «С» денежных средств, признанию следственными органами К. в качестве свидетеля, не пострадавшего, по уголовному делу, выемкой у К. документов, равно как она абсолютно не знала того факта, что эпизод с получением денежных средств от К. включен в обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению П. в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 160 УК РФ. Непризнание требований, заявленных путем предъявления искового заявления в систему судом общей юрисдикции — мировому судье, выражаемых в устных объяснениях, без подтверждения надлежащими письменными доказательствами, не является правовым основанием к невнесению сведений о такой задолженности в ликвидационные балансы и отказ от исполнения заключенного потребительского договора.

В судебном заседании К. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель Инспекции и Ю. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.09.2016 единственным участником ООО ТК «С» Ю. принято решение № 10 о ликвидации указанной организации и о назначении Ю. ликвидатором.

Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица представлено в регистрирующий орган, который 29.09.2016 внес соответствующую запись в ЕГРЮЛ.

Сведения о начале процедуры ликвидации ООО ТК «С» были опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации» № 41 (604) 2016 от 19.10.2016 с информацией о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 198188, Санкт-Петербург, ул. Васи Алексеева, д. 6.

Решением единственного участника ООО ТК «С» 21.12.2016 утвержден ликвидационный баланс, не содержащий сведений о наличии у Общества кредиторской задолженности.

На основании указанных сведений Инспекция 28.12.2016 приняла решение о государственной регистрации ликвидации ООО ТК «С» и внесла в ЕГРЮЛ соответствующую запись.

Полагая, что со стороны ООО ТК «С» имеются неисполненные денежные обязательства, К. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании записи о ликвидации юридического лица недействительной.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств бесспорно свидетельствующих о том, что истец являлся кредитором Общества на момент принятия решения о ликвидации.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами оспариваемого судебного акта считает из ошибочными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2). Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9).

В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации, Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).

Как следует из материалов дела, между К. и ООО ТК «С» существовали обязательственные отношения по договору на реализацию туристического продукта №32001 от 29.02.2016.

В материалы дела представлены документы, свидетельствующие об обращении К. с исковым заявлением к мировому судье судебного участка №32 города Санкт-Петербурга с требованиями к ООО ТК «С» о возмещении причиненного ущерба, компенсации морального вреда и рассмотрении искового заявления, а также доказательства заключения договора между К. и ООО ТК «С», возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника ООО ТК «С» П., которая находилась в офисе ООО ТК «С» в момент заключения договора на реализацию туристического продукта. Кроме того, в материалы дела представлены письма генерального директора Ю., адресованные К. в ответ на претензии.

На момент утверждения ликвидационного баланса ООО ТК «С» ее ликвидатору было известно о наличии гражданского спора по иску К. о взыскании с ООО ТК «С» убытков в связи с нереализованным туристическим продуктом.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Порядок государственной регистрации сведений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер, не предусматривающий проверку регистрирующим органом достоверности представленных заявителем сведений. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию, на что также указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 №7075/11.

В связи с чем, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчет с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Поскольку материалами дела подтверждается наличие между К. и ООО ТК «С» спорных правоотношений, суд апелляционной инстанции полагает, что представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс содержит недостоверную информацию.

Установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лиц не был соблюден. Запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО ТК «С» в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку основана на недостоверных сведениях, нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора этого юридического лица.

В связи с тем, что ликвидатор ООО ТК «С» представил в Инспекцию ликвидационный баланс, не соответствующий закону и содержащий недостоверную информацию, указанные обстоятельства в силу подпункта «а» статьи 23 Закона N 129-ФЗ являются основанием для признания незаконным решения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является ненормативным актом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требование заявителя о признании недействительной записи за государственным номером 6167848928868 от 28.12.2016, внесенной МИФНС №15 по Санкт-Петербургу на основании решения регистрирующего органа от 28.12.2016 №179731А, о государственной регистрации прекращении деятельности ООО ТК «С» следует удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2017 по делу №А56-7296/2017 отменить. Принять новый судебный акт.

Признать недействительной запись о прекращении деятельности ООО «Туристическая компания „С“ в ЕГРЮЛ 28.12.2016 за ГРН 6167848928868, внесенной МИФНС №15 по Санкт-Петербургу на основании решения регистрирующего органа от 28.12.2016 №179731А.

Взыскать с МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу в пользу К. 450 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо¬Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 

Председательствующий

Зайцева Е. К.

 

Судьи

Е.Г. Глазков

И.В. Масенкова

 

 

 

00002.04.2019

Наши юристы в СМИ и на ТВ

Смотреть подборку видео по темам

НАШИ БАНКИ-ПАРТНЁРЫ