Апелляционное постановление

 

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Санкт-Петербург

 

17 июля 2018 года Дело №А56-98724/2017

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тойвонена И. Ю. судей Аносовой Н. В., Медведевой И. Г.

при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А. В.

при участии:

от ООО «Б»: В. по доверенности от 26.04.2018

от МИФНС № 19: Б. по доверенности от 28.05.2018

от иных лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13974/2018) ООО «Б» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2018 по делу № А56-98724/2017 (судья Малышева Е. В.), принятое

по иску ООО «Б»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по городу Санкт-Петербургу

Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 19 по городу Санкт-Петербургу

о признании незаконными действий, решения, записи

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Б» (далее — истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по городу Санкт-Петербургу по исключению из ЕГРЮЛ ООО «Си», а также признании недействительными решения от 10.03.2017 № 3735 о предстоящем исключении ООО «Си» из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и записи в ЕГРЮЛ за ГРН 7177784776810 от 07.07.2017 о прекращении деятельности юридического лица, а также просит обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Б» просит решение суда первой инстанции от 18.04.2018 отменить, ссылаясь на то, что ООО «С» признано потерпевшим по уголовному делу № 19304 по факту хищения денежных средств. Отмечает, что уголовным законодательством не предусмотрено правопреемство на стороне потерпевшего и исключение Общества из ЕГРЮЛ может повлечь за собой прекращение уголовного дела в части хищения денежных средств, лишая ООО «С» возможности взыскания ущерба в порядке гражданского иска в уголовном деле.

В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу просит решение суда первой инстанции от 18.04.2018 оставить без изменения, считая судебный акт законным и обоснованным.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель ООО «Б» доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Просил судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке

Из материалов дела следует, что 30.01.2014 Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-69853/2013 вынес решение о взыскании с ООО «С» в пользу ООО «Б» (кредитор, заявитель) задолженности в размере 207 399 085,95 рублей.

08.09.2014 кредитор обратился в Кировский районный отдел судебных приставов УФССП по Санкт-Петербургу с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении ООО «С».

12.09.2014 судебным приставом-исполнителем М. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, поступивших от кредитора. В ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель пришел к выводу, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Вследствие чего 23.12.2014 вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

31.12.2015 МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу принято решение № 30205 о предстоящем исключении ООО «С» из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — «Федеральный закон»). Соответствующая информация опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» (№ 1 (564) от 13.01.2016/7542).

Кредитор в своем заявлении № 22 от 08.04.2016 о препятствии в ликвидации юридического лица просил Инспекцию решение об исключении ООО «С» из ЕГРЮЛ не принимать. Приняв во внимание заявление кредитора, Инспекция процедуру исключения ООО «С» из ЕГРЮЛ прекратила.

04.05.2017 кредитор повторно обратился с заявлением исх. № 08 от 04.05.2017 в Кировский районный отдел судебных приставов УФССП по Санкт- Петербургу с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении ООО «С».

10.05.2017 судебный пристав-исполнитель А. вынес постановление о возбуждении исполнительного производства. В ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель установил, что 07.07.2017 внесена запись об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ на основании п.2. ст. 21.1 Федерального закона за ГРН 7177847768510. Вследствие чего судебным приставом-исполнителем 31.07.2017 вынесено постановление о прекращении исполнительного производства.

Заявитель, считая, что исключение ООО «С» из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы ООО «Б», поскольку арбитражным судом в рамках дела № А56-69853/2013 было вынесено решение о взыскании с ООО «С» в пользу ООО «Б» задолженности в размере 207 399 085,95 рублей, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438).

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктом 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются:

— документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;

— документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В силу нормы пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 указанного Федерального закона заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Судом первой инстанции установлено, что в Инспекцию из ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу поступили Справка № 279-О от 28.02.2017 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справка № 279-С от 28.02.2017 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов в отношении ООО «С», по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации № 32н «Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов».

Из представленных вышеуказанных справок, налоговым органом сделан вывод о наличии у Общества признаков недействующего юридического лица, и 10.03.2017 Инспекцией принято решение № 3735 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «С» из ЕГРЮЛ. 15.03.2017 сведения о предстоящем исключении ООО «С» опубликованы в Вестнике государственной регистрации (часть 2 № 10 (624) от 15.03.2017 (сообщение № 4068)).

Согласно Приказу ФНС России N САЭ-3-09/355@ от 16.06.2006 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за N 8001 от 04.07.2006 и официально опубликован в установленном порядке — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» N 28 от 10.07.2006), сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале «Вестник государственной регистрации».

В соответствии с Приложением N 2 к Приказу ФНС России N САЭ-3-09/355@ от 16.06.2006 в состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале «Вестник государственной регистрации» этих сведений определяется редакцией журнала, а не налоговым органом. Порядок и сроки направления возражений заинтересованными лицами установлены Законом N 129- ФЗ и одинаковы для всех, в связи с чем, указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз, а не по каждому из юридических лиц, по которым приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ. Согласно выходным данным указанного журнала, существуют электронная и печатная его версия.

15.03.2017 сведения о предстоящем исключении ООО «С» опубликованы в Вестнике государственной регистрации (часть 2 № 10 (624) от 15.03.2017 (сообщение № 4068)).

Публикация о предварительном решении была осуществлена на 3-й рабочий день, что соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными.

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что информация о предстоящем исключении должника из ЕГРЮЛ носила открытый, общедоступный характер, в связи с чем, заявитель, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, мог и должен был отслеживать указанную информацию, однако, в установленный законом срок с соответствующим заявлением в налоговый (регистрирующий) орган не обратился.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В установленном порядке и определенные сроки заявлений кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ Общества, в регистрирующий орган не поступало, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

По истечении установленного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ трехмесячного срока, в связи с чем, 07.07.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 7177847768510 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Факт наличия у кредитора имущественных притязаний к лицу, имеющего признаки, установленные статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, сам по себе не препятствует согласно действующему законодательству, исключению юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ.

Суд апелляционной инстанции полагает, что кредитор ООО «Б», не был лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (Определение КС РФ от 26.05.2016 N 1033-0).

Указанная правовая позиция подтверждается и правоприменительной практикой ВС РФ (определением Верховного Суда РФ от 09.10.2015 по делу N 305- КГ15-13122, по делу N А40-143194/2014, определением Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 309-ЭС15-6999, N А07-23176/2013).

Судом апелляционной инстанции дополнительно отмечается, что зная о наличии у Общества задолженности, кредитор ООО «Б», должен был предпринять дополнительные меры по отслеживанию информации в отношении деятельности ООО «С» в качестве юридического лица, в том числе, при необходимости, был вправе заявлять меры обеспечительного характера, а также должен был следить за информацией публичного характера в отношении ООО «С».

Довод подателя жалобы о том, что ООО «С» признано потерпевшим в рамках уголовного дела, возбужденного по факту хищения денежных средств, и исключение Общества из ЕГРЮЛ повлечет невозможность взыскания денежных средств в пользу Общества, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в рассматриваемой ситуации указанное обстоятельство правового значения не имеет.

Вышеназванных действий заявитель не осуществил, что свидетельствует о возложении на него процессуальных рисков несовершения соответствующих действий.

В свою очередь, понудить к ведению хозяйственной деятельности юридическое лицо, как участника гражданского оборота, регистрирующий (налоговый) орган не может, тогда как ответственность по неисполненным обязательствам юридического лица могли нести контролирующие его лица (участники, иные органы управления), к которым кредитор, в данном случае заявитель, был вправе предъявить дополнительные требования как о привлечении к субсидиарной ответственности, так и о возмещении убытков в порядке, установленном действующим законодательством.

Таким образом, регистрирующий орган при принятии оспариваемого решения исходил из наличия совокупности условий для применения положений ст. ст. 21.1, 22 ФЗ-129, в отсутствие сведений о притязаниях кредиторов к должнику путем подачи кредиторами заявлений, предусмотренных пунктом 4 статьи 21.1 ФЗ-129, и в отсутствие информации о введении в отношении ООО «С» процедуры несостоятельности (банкротства).

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что налоговым (регистрирующим) органом при принятии оспариваемого решения нарушений норм действующего законодательства не допущено, в связи с чем, МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу правомерно принято решение об исключении ООО «С» из ЕГРЮЛ.

Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.

С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Статьей 110 АПК РФ установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2018 по делу №А56-98724/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 

Председательствующий

И.Ю. Тойвонен

 

Судьи

Н.В. Аносова

И.Г. Медведева

 

 

 

00025.04.2019

Наши юристы в СМИ и на ТВ

Смотреть подборку видео по темам

НАШИ БАНКИ-ПАРТНЁРЫ