Решение суда

Дело №2-4203/10 20 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Рогачевой В. В., при секретаре Глазуновой Ю. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Е. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании назначить компенсацию по потере кормильца,

УСТАНОВИЛ:

Е. обратилась в суд с иском к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании назначить денежную компенсацию по потере кормильца.
В обоснование своих требований Е. указала, что 11.10.2009г. умер ее муж Е.И., являвшийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, инвалидом 2 группы по причине увечья вследствие заболевания, связанного с аварией на ЧАЭС. При жизни Е.И. получал ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка с применением предусмотренной законодательством индексации. Сумма возмещения вреда здоровью, выплачиваемая Е. на день смерти, составляла 45792 руб. 43 коп. Истица полагает, что в соответствии с законодательством она, как нетрудоспособный член семьи умершего и его единственный иждивенец, имеет право получать денежную компенсацию по потере кормильца в размере 22896 руб. 21 коп., т.е. ½ часть от денежной суммы, которую получал ее муж в счет возмещения вреда здоровью. Однако ответчик определил ей ежемесячную выплату по потере кормильца в размере 3095 руб. 97 коп. – ½ часть от фиксированной выплаты сумм возмещения вреда инвалидам 2 группы (л.д.4-5).
Истица Е. и её представитель В. в суд явились, на иске настаивают.
Представитель ответчика Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга О. в суд явилась, иск не признала.
Представитель третьего лица СПбГУ «Городской информационно-расчетный центр» Г. в суд явилась, иск не признала.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска надлежит отказать по следующим основаниям.
11.10.2009г. умер супруг истицы Е., являвшийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, инвалидом 2 группы по причине увечья вследствие заболевания, связанного с аварией на ЧАЭС. При жизни Е. получал ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, исчисленные из среднего заработка с применением предусмотренной законодательством индексации. Сумма возмещения вреда здоровью, выплачиваемая Е. на день смерти, составляла 45792 руб. 43 коп. (л.д.6, 32-33).
Истице Е. на основании её заявления от 31.05.2010г. и в соответствии со ст.14 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон) с 01.06.2010г. была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда за умершего Е.И. в размере 3095 руб. 97 коп. (л.д.29-30).
02.08.2010г. истица обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила назначить ей ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% от сумм возмещения, получавшихся её мужем (л.д.27). В удовлетворении данного заявления ответчиком было отказано (л.д.28).
Истица основывает свои требования на положениях ст.2 ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, а также на положениях ст.1089 ГК РФ, из которых, по мнению истицы, следует, что она имеет право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой Е.И. Её право на получение ежемесячных сумм по потере кормильца является производным от права Е.И. на получение сумм возмещения вреда здоровью, в связи с чем сумму денежной компенсации по потере кормильца следует рассчитывать исходя из размера ежемесячной суммы, получаемой Е.И.
Суд не может согласиться с вышеизложенной позицией истицы, так как она основана на ошибочном толковании норм федерального законодательства, регулирующих данное правоотношение.
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти — их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 (15) статьи 14 Закона в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ, введенном в действие со 2 марта 1996 года.
Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N180-ФЗ).
Кроме того, пункт 25 (15) статьи 14 Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.
Так, пункт 25 (15) статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам 1 группы — 5000 руб., инвалидам 2 группы — 2500 руб., инвалидам 3 группы — 1000 руб.
Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания:
«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 (15) части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».
Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 (15) части первой статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые суммы.
Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 (15) части первой статьи 14 базового Закона.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года №607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года №6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года №83.
Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года №ГКПИ02-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ следует, что право выбора — получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти — нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама Е. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ, Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга правильно назначила ей возмещение вреда исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ.
Утверждение Е. о необходимости применения к ней части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ во взаимосвязи с частью первой этой же статьи ответчиком было отвергнуто обоснованно, поскольку часть первая и часть вторая регулируют различные правоотношения: часть первая статьи 2 предоставляет право сохранения ранее назначенных денежных сумм инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а часть вторая регламентирует порядок и условия возникновения права на возмещения вреда у членов семьи граждан, не являвшихся инвалидами.
При таких обстоятельствах действия ответчика являются правомерными и в удовлетворении иска должно быть отказано.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Е. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании назначить компенсацию по потере кормильца — отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.


Судья:

00001.08.2011

Наши юристы в СМИ и на ТВ

Смотреть подборку видео по темам

НАШИ БАНКИ-ПАРТНЁРЫ