Кассационное определение

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 октября 2010г.                                    N33-14180/2010

Судья: Головкина Л. А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Селезневой Е. Н.

судей Сопраньковой Т. Г.

Ничковой С. С.

при секретаре Н.

рассмотрела в судебном заседании от 18 октября 2010 года гражданское дело N2-1522/10 по кассационной жалобе Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2010 года по иску С. к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,

Заслушав доклад судьи Селезневой Е. Н.,

Выслушав объяснения истицы и представителя В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

С. обратилась в Красногвардейский районный суд с иском к Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании права пользования жилым помещением — квартирой по договору социального найма.

В обоснование своих требований истица ссылалась на то, что она является военнослужащей. 21 июля 2009г. решением Жилищной комиссии войсковой части в соответствии с приказом МО РФ N80 от 15.02.2000, п.5 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» истице была предоставлена спорная квартира, занимаемая ранее военнослужащим К. на основании ордера. 09.11.2009г. по акту приема-передачи спорная квартира была передана К. истице, которая вселилась в нее и проживает по настоящее время. 09.11.2009г. С. обратилась к ответчику с заявлением с просьбой заключить с ней договор социального найма. Ответом от 22.12.2009г. в заключении договора социального найма ей отказано в связи с тем, что истица в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга не состоит.

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2010 года суд признал за С. право пользования квартирой с последующим заключением договора социального найма.

В кассационной жалобе Администрация Красногвардейского района Санкт-Петербурга просит решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права.

Администрация Красногвардейского района на рассмотрение дела не явилась, о его слушании извещена надлежаще судом первой инстанции, согласно ч.2 ст.354 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что С. является военнослужащей.

Решением жилищной комиссии 21 июля 2009г. истице предоставлена квартира по адресу: Санкт-Петербург, пр.Э. Указанное помещение было распределено истице в связи с освобождением этой квартиры военнослужащим К., которому названное помещение ранее было предоставлено на основании ордера.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями п.п.32, 33, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N80 от 15.02.2000, предусмотрено, что жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепленные за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий); распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). При этом в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей; аналогичная норма содержится и в п.5 статьи 15 вышеуказанного федерального закона.

Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности к жилищному фонду субъекта Федерации.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что ранее спорное жилое помещение было предоставлено военнослужащему К., суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для предоставления спорного жилого помещения военнослужащей С.

При этом суд принял во внимание, что, несмотря на то, что спорное жилое помещение находится в собственности Санкт-Петербурга, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего субъекта; законодатель предусмотрел такую форму обеспечения жильем военнослужащих как повторное заселение по правилам п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих».

При проверке наличия неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ нормы п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» Конституционный Суд РФ в определении от 25 декабря 2003 года N453-О пришел к выводу об отсутствии такой неопределенности. При этом Конституционный Суд РФ отметил, что Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» — в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, — не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Таким образом, несмотря на то, что спорная квартира является собственностью субъекта Федерации, имеются законные основания для ее предоставления истице по делу.

Доводы кассационной жалобы Администрации Красногвардейского района в части того, что истица не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации района, не могут быть приняты, поскольку в силу п.26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы о том, что Федеральный закон «О статусе военнослужащих» принят до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, которым установлено предоставление жилых помещений по договорам социального найма только гражданам, состоящим в администрации района на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку реализация права военнослужащих на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, не ставится названным законом в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному или муниципальному жилищному фонду; данная правовая норма является императивной.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов „О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих“, закрепляющего право на повторное заселение.

В связи с изложенным следует признать, что предоставление военнослужащему жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда в порядке повторного заселения является обязанностью соответствующей администрации.

Таким образом, основания для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 03 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга — без удовлетворения.

00013.09.2011

Наши юристы в СМИ и на ТВ

Смотреть подборку видео по темам

НАШИ БАНКИ-ПАРТНЁРЫ